Якуты википедия

Якуты

    • Якутия  Якутия:

    466 492 (2010 г.) [1]

  • Красноярский край  Красноярский край:

        1 468 (2010 г.) [1]

  • Москва  Москва:

        1 508 (2010 г.) [2]

  • Хабаровский край  Хабаровский край:

        1 417 (2010 г.) [1]

  • Иркутская область  Иркутская область:

        858 (2010 г.) [1]

  • Приморский край  Приморский край:

        766 (2010 г.) [1]

  • Санкт-Петербург  Санкт-Петербург:

        701 (2010 г.) [1]

  • Новосибирская область  Новосибирская область:

        629 (2010 г.) [1]

  • Амурская область  Амурская область:

        449 (2010 г.) [1]

  • Магаданская область  Магаданская область:

        407 (2010 г.) [1]

  • Томская область  Томская область:

        285 (2010 г.) [1]

  • Свердловская область  Свердловская область:

        284 (2010 г.) [1]

  • Бурятия  Бурятия:

        272 (2010 г.) [1]

  • Забайкальский край  Забайкальский край:

        206 (2010 г.) [1]

  • Камчатский край  Камчатский край:

        142 (2010 г.) [1]

  • Еврейская автономная область  Еврейская автономная область:

        99 (2010 г.) [1]

  • Сахалинская область  Сахалинская область:

    Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́; самоназвание саха; мн. ч. сахалар) — народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские — 37,8 %) и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ [4] .

    Самоназвание [ править ]

    Самоназвание также саха , мн. сахалар . Существует также старинное самоназвание уранхай (также пишется ураанхай, ураангхай; якут. урааҥхай ), ныне используемое в песнях, торжественной речи и олонхо. [5]

    История и происхождение [ править ]

    Племя — курыканы, из господствующей гипотезы, являлись предками якутов. Курыканы пришли в Байкал из реки Енисей. [6] [7] [8]

    Большинство учёных полагает, что в VIII—XII веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее [9] . Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

    Согласно якутским легендам [10] , предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

    По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

    Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1 [11] [12] . Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад. Также имеют определённое распространение гаплогруппа R1 и гаплогруппа C [13] .

    Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

    Включение якутов в состав Русского государства в 1620—1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

    Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена.

    В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.

    Жилищем являлся бревенчатый балаган (якутская юрта) и ураса, покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы.

    В древности коренные народы севера Якутии (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название «Якутская лайка». Также распространена придворовая порода крупных якутских собак, отличающиеся своей неприхотливостью.

    Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос олонхо (якут. олоҥхо ) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

    Народные певцы якутов использовали горловое пение.

    Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа).

    Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож.

    До прихода русских, среди якутов был распространен культ многобожества Айыы (Тенгри). Якуты считают себя детьми Бога (Таҥара) и Родственниками Айы (Айыы). Якут с самого зачатия окружен Иччи (духами) и Айыы (небожители), от которых он находится в зависимости, это отражено даже в таком аспекте, как повседневный костюм. Обязательный обряд — Благословение Айыы при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.

    Якуты каждый год празднуют религиозный праздник «Ысыах», на охоте или рыбалке кормят «Байанай» — дух охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных события, кормят огонь в жилищах и на местах охоты, почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «Олонхо» и звучание «Хомуса».

    А. Е. Кулаковский считал, что якутская религия была стройной и законченной, далекой «от идолопоклонства и шаманизма». Он заметил, что «шаманами неправильно называют жрецов, служителей Белого и Чёрного божеств».

    Традиционная якутская религия Аар Айыы итэҕэлэ официально зарегистрирована в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).10 января 2012 года в управлении министерства юстиции РФ по РС(Я) руководитель общественной религиозной организации «Аар Айыы итэҕэлэ», алгысчыт высшего десятого клана Августина Яковлева и ответственный секретарь организации Тамара Тимофеева получили официальное свидетельство о государственной регистрации [3] .

    См. также — Айыы и Айысыт (божества якутов).

    В XVIII веке произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий. С XVIII века большинство якутов — православные христиане. У большинства якутов фамилии русского (православного) происхождения. Однако следует отметить, что массовая христианизация коренных жителей Якутии носила преимущественно формальный характер; новообращённые долгое время сохраняли весьма поверхностное представление о православной религии, а христианство принимали главным образом надеясь на ослабление ясачного гнёта (тем, кто принимал христианство, полагались льготы).

    На сегодняшний день, согласно данным всероссийских опросов, Якутия входит в тройку самых нерелигиозных в России регионов [14] (см. также Атеизм в России#Атеизм в Российской Федерации). А большинство верующих якутов исповедуют учение Айыы (Тенгри) [источник не указан 666 дней] , распространено и православие [15] .

    По результатам переписи 2010 в России проживало 478 тыс. якутов. Конце 2014 г. родился 500 тыс. якут, главным образом, являются наиболее многочисленным народом в Якутии, а также в Амурской, Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Часть якутов осталась в Казахстане — 415 (2009), Украина — 304 (2001), Киргизия — 35 (2009), Латвия — 28 (2011), Эстонии — 15 (2011) и страны бывшего СССР.

    Сахаля́р (якут. бааhынай ) — метис, потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы европеоидной расы (русских и др.) [25] . Слово не следует путать с сахалар — множественным числом от самоназвания якутов, саха́.

    Примечания [ править ]

    1. ↑ 1,001,011,021,031,041,051,061,071,081,091,101,111,121,131,141,151,16Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. ↑Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
    3. ↑ 3,03,1Религия Аар Айыы официально признана после 316 лет запрета.
    4. ↑Бурят в целом больше (более 600 тыс. чел.), но в границах РФ — чуть меньше, чем якутов.
    5. ↑ Обрядовая поэзхия саха (якутов). Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт филологии. Сост. Н. А. Алексеев, П. Е. Ефремов, Е. Н. Кузьмина. Новосибирск, Наука. 2003
    6. ↑Происхождение якутов
    7. ↑V.A. Stepanov «Origin of Sakha: Analysis of Y-chromosome Haplotypes» Molecular Biology, 2008, Volume 42, No 2, p. 226—237,2008
    8. ↑V.A. Stepanov «Origin of Sakha: Analysis of Y-chromosome Haplotypes» — Атлас курыканской миграции
    9. ↑Human evolution in Siberia: from frozen bodies to ancient DNA
    10. ↑Легенды, предания якутов
    11. ↑[MtDNA and Y-chromosome lineages in the Yakut popu… [Genetika. 2003&#&3; — PubMed result
    12. ↑The origin of Yakuts: analysis of Y-chromosome haplotypes
    13. ↑http://rjgg.molgen.org/files/journals/2/issues/RJGG2-1.pdf
    14. ↑http://sreda.org/arena?mapcode=code13114
    15. ↑Первый за столетие священник-якут возведен в сан протоиерея
    16. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    17. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    18. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    19. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    20. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    21. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    22. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    23. ↑Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей.. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    24. ↑Приложение Демоскопа Weekly. demoscope.ru. Проверено 17 ноября 2015.
    25. ↑Определение в словаре «Языки русских городов» ABBYY

    «Википедия» содержит раздел

    • Личков Л. С.,. Якуты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
    • Якуты // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
    • Якуты // Народы России. Атлас культур и религий. — М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
    • Якуты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 504

    Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

    Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — саха́; якут. сахалар; также якут. урааҥхай сахалар ед. саха) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Много монголизмов (примерно 30 % слов монгольского происхождения), также имеется около 10 % слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы. Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1, исторически говорившей на уральских языках и сейчас в основном представленной у угро-финнских народов. Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад.

    По результатам переписи 2002 в России проживало 443,9 тыс. якутов, главным образом, в Якутии, а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (приблизительно 45 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские, приблизительно 41 %).

    Большинство учёных полагает, что в VIII-XII веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал под давлением других народов в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

    Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

    По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

    Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

    Включение якутов в состав Русского государства в 1620—1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган (юрта), летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялось и шаманство.

    Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена.

    Находившийся в Якутии 12 лет в Вилюйской ссылке Николай Чернышевский о якутах писал: «Люди, и добрые и не глупые, даже, может быть, даровитее европейцев…» «И вообще люди здесь добрые, почти все честные: некоторые при всей своей тёмной дикости положительно благородные люди» [7] .

    В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного оленеводства.

    Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос олонхо (якут. олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

    Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана.

    Другим известным самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож

    В жизни якутов религия играла первенствующую роль. Якуты считают себя детьми доброго духа айыы, верят, что могут стать духами. Вообще, якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости. Почти все якуты имеют представление о пантеоне богов. Обязательный обряд — кормление духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. Якуты каждый год празднуют религиозный праздник «Ысыах», на охоте или рыбалке кормят «Байанай» — бога охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях, кормят огонь, почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «Олонхо» и звучание «Хомуса». А. Е. Кулаковский считал, что якутская религия была стройной и законченной, далекой «от идолопоклонства и шаманизма». Он заметил, что «шаманами неправильно называют жрецов, служителей Белого и Черного божеств». Христианизация коренных жителей Ленского края — якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века.

    Сахаля́р (якут. бааhынай) — метис, потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы какого-либо иного этноса. [9] Слово не следует путать с сахалар — множественным числом от самоназвания якутов, саха́.

    • Эллэй Боотур — легендарный предводитель и прародитель якутов.
    • Омогой Баай — легендарный предводитель и прародитель якутов.

    Герои Советского Союза:

    • Фёдор Охлопков — Герой Советского Союза, снайпер 234-го стрелкового полка.
    • Иван Кульбертинов — снайпер 23-й отдельной лыжной бригады, 7-го Гвардейского воздушно-десантного полка, один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (487 человек).
    • Алексей Миронов — снайпер 247-го гвардейского стрелкового полка 84-й гвардейской стрелковой дивизии 16-й — 11-й гвардейской армии Западного фронта, гвардии сержант.
    • Фёдор Попов — Герой Советского Союза, стрелок 467-го стрелкового полка (81-я дивизия, 61-я армия, Центральный фронт).
    • Михаил Николаев — 1-й президент Республики Саха (Якутия) (20 декабря 1991 — 21 января 2002).
    • Егор Борисов — президент Республики Саха (Якутия) (с 31 мая 2010 года).

    Учёные и деятели искусств:

    • Суорун Омоллоон — якутский писатель.
    • Платон Ойунский — якутский писатель.
    • Алампа — Софронов Анемподист Иванович — якутский поэт, драматург, прозаик, один из основоположников якутской литературы.
    • Семён Новгородов — якутский политик и лингвист, создатель якутской письменности.
    • Тобуроков Петр Николаевич (як. Бүөтүр Тобуруокап) — народный поэт Якутии. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР с 1957 г.

    Использованы материалы Википедии

    You must be logged in to post a comment.

    Внимание!

    Обращаемся к этническим общинам, государственным и общественным структурам с предложением о сотрудничестве в реализации проекта. Ответим в любое время по телефону:

    Инициатор

    127427 г. Москва,

    ул. Академика Королёва, д.12

    +7 (988) 974 95 02

    Мы открыты для предложений. Если у вас есть идея или вопрос, обязательно свяжитесь с нами.

Leave a Comment

− 8 = 2